Аллах сказал: "«8. А также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и довольству и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они являются правдивыми.
9. А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими.
10. А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный»»
Имам Табари передал от Катады: «(Аллах) упомянул мусульман после пророка (с.а.с), мухаджиров и ансар, и повелел им поминать сподвижников лишь добром, и не говорить о них плохо» («Тафсир» том 8, стр 239).
Саид ибн Аби Ваккас сказал: «Есть три категории людей, две из них уже ушли, осталась одна. Лучшее, что вы можете сделать это быть в этой категории». Затем он прочитал: «(добыча принадлежит) А также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества». Эта группа уже ушла. «А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются». И этих уже нет. (Затем он прочитал): «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный». Те две группы уже ушли, осталась эта. Лучшее для вас, это возможность примкнуть к третьей группе. Молите для них милосердие» («Хаким «Мустадрак» 2 том, стр 484; ибн Таймия «Саримуль меслуль» стр 574).
Имам Саджад, Али ибн Хусайн Зейналабидин говорил: «Господи! Своей милостью упомяни о тех людях на земле, которые были приверженцами пророков и, не видя их, освидетельствовали их пророческую миссию, в то время как упрямцы обвиняли их во лжи. Они во все времена, от Адама до Мохаммада (да благословит Аллах его и род его!), когда Ты отправлял пророков для наставления людей на путь истины и возглавления группы благочестивых - да будет мир с ними! - были озарены лучами истины и веры и с радостью следовали за пророками.
Господи! Своей милостью упомяни о соратниках Мохаммада, особенно о его верных друзьях, которые самоотверженно помогали ему, поднялись на его защиту, поспешили увидеть его и раньше других принять его приглашение. Когда он поведал им о целях своей миссии, они отозвались на его призыв и ради этого отреклись от своих жён и детей, для укрепления его пророчества сразились со своими детьми и отцами и одержали победу.
Господи! Своей милостью упомяни о тех, кто хранил в сердце любовь к нему и на рынке его дружбы заключил беспроигрышную сделку! Упомяни о тех, кто ухватился за вервь его дружбы и лишился любви своих родственников, кто связал свою жизнь с пророком и от кого отреклись родные!
Господи! Не забывай об их жертвах ради Тебя и на Твоём пути и дай им радость, ибо они собрали людей вокруг Тебя ради возвеличения Твоей религии и вместе с Твоим Посланником распространяли Твоё учение и призывали к Тебе людей! Вознагради их за то, что они покинули свои города, спокойные родные края и родной народ и согласились перенести трудности и лишения! Вознагради также тех угнетённых, число которых Ты увеличил ради Своей религии!
Господи! Вознагради лучшей наградой последователей соратников Мохаммада! Они с добром следуют за соратниками и говорят:
"Господи наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!" Они пошли по их пути к их цели, действовали подобно им и не впустили в свои сердца сомнений и помыслов о том, чтобы уклониться от своего пути или не следовать их примеру. Они следовали по пути, ярко освещённому факелом их руководства, всегда были их помощниками и опорой, следовали их убеждениям, искали путь под их руководством, были их единомышленниками и союзниками и не считали ложью услышанное от них.
Господи! Благослови последователей пророка, их жён и детей и каждого, кто подчиняется Твоим указам с сегодняшнего до Судного дня! Благослови их благословением, ради которого Ты предостережёшь их от неповиновения Тебе, откроешь им врата рая и защитишь от козней сатаны!
А когда они обратятся к Тебе за помощью в добром деле, Ты поможешь им и сохранишь от событий дней и ночей - помимо тех, которые будут благом для них - и поселишь в их сердцах надежду на свою милость и великодушие и сделаешь так, что они будут нуждаться в том, что есть у Тебя и не нуждаться в том, что есть у других рабов. Ты направишь их так, чтобы они вернулись к Тебе и страшились Твоего гнева. Ты сделаешь их равнодушными к вожделениям и благам этого преходящего мира и возбудишь в их сердцах стремление к совершению добрых деяний ради другого мира и подготовке к жизни после смерти, очистишь их сердца от горечи дня, когда их души покинут их тела, освободишь их от страшных событий Судного дня и вечных мук адского пламени и направишь их в спокойное и безопасное место, уготованное праведникам» («Сахифа саджадие» молитва №4, «Приветствие последователям пророков»).
Интересно как часто делают подобный дуа современные шииты....
«Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Когда я находился среди людей, которые обращались к Аллаху с мольбами за лежавшего на своём смертном одре ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, какой-то человек, стоявший позади меня, опёрся локтями о мои плечи и стал говорить: «Да помилует тебя Аллах! Я всегда надеялся, что Аллах соединит тебя с двумя твоими товарищами, ибо я часто слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: “Вместе с Абу Бакром и ‘Умаром я был (там-то), вместе с Абу Бакром и ‘Умаром я сделал (то-то), вместе с Абу Бакром и ‘Умаром я отправился (туда-то)”, и (поэтому) я всегда надеялся, что Аллах соединит тебя с ними!” Тут я повернулся, и оказалось, что это был ‘Али Ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах»» («Мухтасар Сахих аль Бухари» №1457.).
Абу Нуэйм сказал: «Кто может быть хуже того, кто идет против Аллаха и Его посланника? Разве не видишь? Аллах повелел своему пророку (с.а.с) просить прощения для своих сподвижников и быть с ними мягким: «Если бы ты был грубым и жес¬токосердным, то они непремен¬но покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах» . «Опусти свое крыло перед верующими, которые следует за тобой (будь добр и милосерден к ним)» .Тот, кто поносит их, ненавидит их, тот, кто считает их деяния напрасными, а их битвы не важными, тот идет против повеления и наставления Аллаха» (Абу Нуэйм «Аль имама» стр 375-376, Мактабатуль улум Валь хикам. по книге "Мухаммада Аль Вухейби "Итикаду ахли суннети фи сахаб" ) .
Хафиз ибн Касир в толкование 10 аята сказал: «Прекрасен вывод имама Малика из этого аята. Те, кто ругает сподвижников, не имеют права на часть трофеев. Потому что они поступают несправедливо по отношению к тем, кого восхваляет Аллах» («Тафсир» ибн Касир, том 6, стр 123; «Аль Хилие» Абу Нуэйм, 6 том, стр 327).
Говоря о сподвижниках пророка (с.а.с) имам Тахави сказал: «Любить их, это религия, это вера, это ихсан» («Шарх агидатуль тахавия» Ибн Абиль Изз Аль Ханафи, стр 398, издательство «Гураба»).
Мухаммад ибн Али ибн Хусайн передавал от своего отца: «Группа людей из Ирака, придя к Али ибн Хусайну, стали поносить Абу Бакра, Умара и Усмана. Он им сказал: «Вы из мухаджиров»? «Нет» - сказали они. Али спросил: «Может вы те, «которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них»? Они вновь сказали нет. Тогда он сказал: «Вы признались, что вы не относитесь двум первым группам. А я свидетельствую, что вы также не имеете отношение к тем, о которых сказано: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный». Встаньте и покиньте меня»» («Аль джами уль ахкамиль Куран» том 17, стр 225-226.).
Имам Куртуби также сказал: «Этот аят является доказательством обязательности любви к сподвижникам пророка (с.а.с)» («Аль джами уль ахкамиль Куран» том 17, стр 226.).
«Кайс ибн Казвини сказал: « Один человек спросил у Хусайна ибн Али (р.а): «Какое место занимали Абу Бакр (р.а) и Умар (р.а) рядом с пророком (с.а.с)? Он ответил: «Тоже, что и сейчас» . («Китабуз зухд» ибн Ханбаль, №576, глава «Зухд Абу Бакра».)
Они похоронены рядом с пророком (с.а.с).