Ас Саламу Алейкум !
Очень частно можно от неверующих услышать , как мусульмани наносили вред "их цивилизации" , но иншаАллах на некоторые вопросы нашел ответы в интернете .
Хочу коснуться две темы , первая из которых завоевание Халифата и второе "вред" этих завоеваний ,ИншаАллах будет полезной статьей ...
1. Были ли исламские походы колонизацией?
1. Исламские походы не были колонизацией. Колонизация, как мы её знаем в современную эпоху, сопровождалась грабежом благ и богатств захваченных стран, разрушением экономики, культуры и цивилизации. Исламские походы не были такими. История свидетельствует об этом. Например, Испания (аль-Андалуз), являющаяся частью Европы, после её завоевания арабами стала процветающей страной во всех областях. Любой объективный историк может сравнить её, когда в ней были мусульмане, с другими европейскими странами, чтобы видеть, какого расцвета она достигла в период исламского владычества. Таково было положение во всех странах, куда вошли мусульмане. Исламские древние памятники культуры, ещё существующие, свидетельствуют об этом.
2. Джизия - это налог, который платило население завоёванных стран за то, чтобы исламское государство обеспечило им безопасность и защиту. Если кто-либо из жителей страны поступал на службу в исламскую армию, то он освобождался от джазии (См. Сэр Томас Арнольд. "Призыв к исламу", перевод Хасана Ибрагима и др., изд-во "аль-Нахда аль-Мисрийя", стр. 79-80).
3. Джихад (борьба) за веру в Аллаха с целью захвата добычи отвергается исламом и считается преступлением. Пророка - да благословит его Аллах и приветствует! - спросили о человеке, который хочет бороться за веру в Аллаха, стремясь приобрести материальные блага. Пророк ответил: "Он не получит никакой награды за это", - и повторил это три раза (См. Мухаммад аль-Газали. "Сто вопросов об исламе", часть 2, стр. 92 и далее, изд-во Дар Сабет, 1984).
4. То, что говорится о том, что исламские завоевания были колонизационными экспансиями экономического характера, является отражением того, что западный колониализм сделал в исламских странах в современную эпоху. Но разница между ними очень большая. Мы приведём только один пример, опровергающий колонизационно-экономическую сторону исламских походов. В соглашении, заключённом Халедом ибн аль-Валидом с некоторыми жителями городов, расположенных у горы Хира, была такая статья: "Если мы защитим вас, то мы получим джизию, а если не защитим, то её не будет". И на самом деле, мусульмане вернули джизию населению взятых ими городов в аш-Шаме (Сирии) почувствовав, что не могут обеспечить должную защиту этих городов. Это было при Умаре ибн Хаттабе, когда император Каракалла собрал большую армию для войны против мусульман, и мусульманам пришлось сражаться с румами (византийцами). Арабский правитель написал жителям этих городов: "Мы вернули вам ваши деньги, потому что до нас дошли вести о мобилизации огромных сил противника против нас. И сейчас мы не можем выполнить заключённое с вами соглашение - защищать вас, поэтому мы вернули вам то, что взяли у вас раньше. Мы уважаем договор, подписанный между нами, и выполним его, когда нам удастся с помощью Аллаха одержать победу над нашими врагами" (Сэр Томас Арнольд. "Призыв к исламу", стр. 79).
2. Распространялся ли ислам мечом?
1. В исламе имеется ясное назидание "В религии нет принуждения" (Сура "аль-Бакара" (Корова), аят 256). Поэтому ислам считает, что вопрос о вере и неверии - дело, связанное в основном с волей самого человека и его внутренним убеждением: "Тот, кто желает, уверует (в Аллаха), а кто не желает, пусть не верует" (Сура "аль-Кахф" (Пещера), аят 29). Священный Коран обратил внимание пророка - да благословит его Аллах и приветствует! - на этот факт и объяснил ему, что его задачей является только передача людям призыва к исламу и что он не имеет никакой власти, чтобы обратить их в ислам: "А ты разве стал бы принуждать людей к вере?" (Сура "Йунус", аят 99). "Тебе не положено повелевать ими" (Сура "аль-Гашийа" (Покрывающее), аят 22). "Если отвернутся от тебя (о Мухаммад!), то Мы ведь не посылали тебя стражем для них. Тебе надлежит лишь сообщить Откровение" (Сура "аль-Шура" (Совет), аят 48). Из этого ясно, что Священная Книга мусульман категорически отвергает принудительное обращение в ислам.
2. Ислам определил путь, по которому мусульмане должны следовать в призыве к исламу и его распространении. Этот путь, указанный в Благородном Коране, предлагает призывать к исламу мудростью и добрым увещеванием и вести спор с многобожниками наилучшими способами: "Призывай к пути своего Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с немусульманами наилучшими словами" (Сура "аль-Нахль" (Пчёлы), аят 125). А в суре "аль-Бакара" сказано: "Говорите людям приятное" (Сура "аль-Бакара" (Корова), аят 83). В Коране более ста двадцати аятов, указывающих на то, что распространение ислама основывается на спокойном убеждении, простом учении, чтобы люди приняли или отвергли ислам после его разъяснения им. После похода на Мекку пророк - да благословит его Аллах и приветствует! - отпустил её население, сказав: "Идите, вы свободны!". Так, он не заставил их принять ислам после окончательной победы над ними (См. Мухаммад аль-Газали. "Сто вопросов об исламе", часть 1, стр. 118, 120 и далее, изд-во Дар Сабит, 1983).
3. Мусульмане не принуждали ни евреев, ни христиан принимать ислам. И как мы знаем, второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб обеспечил христианскому населению Иерусалима спокойствие в их жизни и безопасность в их церквах. Пророк - да благословит его Аллах и приветствует! - указал в первой конституции Медины после хиджры, что иудеи должны вместе с христианами создавать новое общество в Медине, признавая их право оставаться в своей вере.
4. Немецкий востоковед Зигрид Хонке в своей книге "Аллах совсем другой", отвергая высказывание о том, что ислам распространялся мечом, пишет: "Веротерпимость мусульман играла решительную роль в распространении ислама, и этой реальности противоречат ложные высказывания о том, что ислам распространялся огнём и мечом. Эта ложь стала одним из главных аргументов противников ислама" (Эта книга была переведена на арабский язык под названием "Аллах не такой" и была опубликована изд-вом Дар аль-Шорук).
Общеизвестно, что войска мусульман не совершали походы на юг Азии или на запад Африки. Но ислам распространился там через мусульманских торговцев и мусульман-суфитов, которые своим поведением, нравами и хорошим отношением привлекали симпатии людей к своей религии, и люди добровольно принимали ислам.
6. Каково было отношение мусульман к древним цивилизациям и поджогу Александрийской библиотеки?
1. Неправда, что мусульмане не уважали древние цивилизации. Они извлекали пользу из всего положительного, что имелось у этих цивилизаций, и перевели на арабский язык много греческих, персидских, индийских и других книг. Это потому, что они верили, что человеческое наследие охватывает опыт, историю, знания и учения разных народов и нужно из них извлечь пользу. В этой связи мы хотим привести хадис пророка - да благословит его Аллах и приветствует: "Мудрость - это то, что ищет верующий. Где бы он её ни находил, он должен ею пользоваться" (Ибн Маджа передал данный хадис в книге "аз-Зухд") и "Ищите знания даже в Китае" (См. Кашф аль-Хафа, ч.1, стр. 138) - т.е. ищите знание, даже если оно находится у тех, которые не верят в вашу религию, и даже если оно находится в самом дальнем месте земли.
2. Мусульманский философ Ибн Рушд выразил отношение ислама к наследству древних цивилизаций, сказав: "Шариат диктует необходимость ознакомления с книгами предков, если цель, к которой они стремились, совпадает с нашим шариатом".
Это разумный взгляд на то, что существует, стремление узнать его и размышлять над ним. Далее он говорит: "Давайте посмотрим на то, что они говорили и о чём утверждали в своих книгах. То, что совпадает с нашей истинной верой, мы принимаем с радостью и благодарим их за это. А на то, что противоречит нашей истинной вере, мы указываем и предупреждаем о нём" (См. главу "аль-Макаль" в книге "Философия Ибн Рушда", Бейрут, 1982, стр. 17).
3. Научные и исторические факты утверждают, что мусульмане не сжигали Александрийскую библиотеку. Это обвинение ложно и несправедливо было возведено на мусульман. Враги мусульман так широко распространили эти ложные слухи, что люди поверили в эти обвинения как в свершившийся факт. В 13-ом веке эти слухи широко распространились, исходя из идеи крестовых походов. Но, к сожалению, до настоящего времени они повторяются, несмотря на то, что исследователи доказали ложность того, что второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб приказал сжечь старую Александрийскую библиотеку, приписав ему следующие слова: "Если в этих книгах имеется то, что в Коране, то мы не нуждаемся в них, а если в них то, что противоречит Корану, необходимо их уничтожить". Кроме того, говорили, что якобы мусульмане использовали эти книги как топливо для общественных бань в течение шести месяцев.
4. Немецкий востоковед Зигрид Хонке в своей книге "Аллах совсем другой" пишет, что, когда арабы вошли в Александрию в 642 году, в ней уже не было библиотеки. Ведь она была сожжена за несколько веков до этого. Не было в это время и общественных бань. Она добавила, что старая библиотека, которую царь Батлаймус 1 Сотер основал в Александрии около 300 г. до н.э., уже была сожжена в 47 году, когда Юлий Цезарь окружил город. Клеопатра перестроила библиотеку и заполнила ее книгами из Бергамона.
5. Третий век нашей эры был свидетелем преднамеренного уничтожения библиотеки. Император Каракалла остановил работу академии. Разъярённые религиозные фанатики разрушили эту библиотеку в 272 году н. э., считая её очагом язычества. В 391 году патриарх (Теофилос) получил у царя (Теодосиса) разрешение на уничтожение оставшейся части Академии и сожжение остатков библиотеки при ней, в которой в это время находились триста тысяч свитков, и строительство на этом месте церкви и монастыря. Уничтожение продолжалось и в пятом веке путём нападок на учёных-язычников, на места их поклонения и разрушения их библиотек (Зигрид Хонке. "Аллах не такой", стр. 85-90. См. также нашу книгу "Ислам в зеркале западного мышления", стр. 110 и далее).
Из вышесказанного видно, до какой степени дошло преднамеренное искажение истории с целью опорочить ислам и мусульман и выставить их в роли врагов науки и цивилизации, хотя всё это противоречит историческим фактам, и они не несут никакой ответственности за это.
Прощу Вас братья и сестры , если и у Вас будет интересные ссылки или статьи , то буду иншаАллах рад их тут онлайн прочесть.
Ссылки :
1) http://www.islaam.ru/answers/questions/3.html
2) http://www.islaam.ru/answers/muslim.html