Исламской религией является та религия, с которой Аллах направил к людям Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах сделал ислам последней из всех религий, завершил её для Своих рабов, довёл до конца милость Свою по отношению к ним и одобрил её для них в качестве религии, и теперь Он ни от кого не примет ничего, кроме неё.
Аллах Всевышний сказал:
[Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужчин, но посланник Аллаха и последний из пророков.] “Сонмы”, 40.
Аллах Всевышний также сказал:
[Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довёл до конца милость Свою и одобрил для вас ислам в качестве религии.] “Трапеза”, 3.
Аллах Всевышний также сказал:
[Поистине, религия пред Аллахом – ислам.] “Семейство Имрана”, 19.
Аллах Всевышний также сказал:
[А у того, кто устремится не к исламу как к религии, это никогда не будет принято, и в мире вечном он окажется среди потерпевших ущерб.] “Семейство Имрана”, 85.
Аллах Всевышний обязал всех людей исповедовать пред Ним именно эту религию и сказал, обращаясь к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,:
[Скажи: ”О люди, поистине, я – посланник Аллаха ко всем вам. Это Ему принадлежит власть над небесами и землёй, нет бога, кроме Него, Он воскрешает и умерщвляет, так уверуйте же в Аллаха и в Его посланника, пророка неграмотного, который верит в Аллаха и в слова Его, и последуйте за ним, и тогда встанете вы на прямой путь”.] “Преграды “, 158.
А в “Сахихе” Муслима приводится передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, непременно окажется одним из обитателей ада любой из тех, кто принадлежит к этому народу, будь то иудей или христианин, если он услышит обо мне, а потом умрёт, так и не уверовав в то, с чем я был послан”
При этом под верой в пророка, да благословит его Аллах и приветствует, подразумевается подтверждение того, с чем он пришёл, в сочетании с согласием с этим и повиновением этому, а не просто подтверждение. Вот почему Абу Талиб верующим в посланника, да благословит его Аллах и приветствует, не являлся, хотя и подтвердил то, с чем он пришёл, и засвидетельствовал, что это относится к числу наилучших религий.
Исламская религия содержит в себе всё полезное, что было в предыдущих религиях, выделяясь среди них тем, что она подходит для любого времени, места и народа. Обращаясь к Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, Всевышний сказал:
[И Мы ниспослали тебе это Писание с истиной для подтверждения и сохранения того (истинного), что было в Писаниях прежде.]
“Трапеза”, 48.
Слова о том, что ислам подходит для любого времени, места и народа, означают, что исповедание этой религии не противоречит интересам людей, когда бы и где бы они ни жили, а, наоборот, соответствует им, но это не означает, что ислам подчинён каждому времени, месту и народу, каким хотели бы его видеть некоторые.
Исламская религия является религией истины, а Аллах Всевышний гарантировал тем, кто исповедует её должным образом, Свою помощь и победу над всеми прочими.
Аллах Всевышний сказал:
[Он - Тот, кто направил Своего посланника с руководством и религией истины, чтобы она превзошла любую иную религию, даже если это и ненавистно многобожникам.] “Ряды”, 9.
Аллах Всевышний также сказал:
[Пообещал Аллах тем из вас, кто уверовал и творил благие дела, что непременно сделает Он их преемниками на земле, как сделал преемниками живущих до них, и обязательно укрепит для них их религию, которую Он одобрил для них, заменит для них страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не придают Мне сотоварищей, а те, которые и после этого останутся неверными, они нечестивцы.] “Свет”, 55.
Исламская религия представляет собой совокупность определённых догматов (`акида) и законов (шари`а) и отличается совершенством и того, и другого:
1 – Ислам велит поклоняться одному лишь Аллаху Всевышнему и запрещает многобожие.
2 – Ислам велит говорить правду и запрещает лгать.
3 – Ислам велит придерживаться справедливости и запрещает несправедливость.
4 – Ислам велит сохранять верность и запрещает предавать.
5 – Ислам велит исполнять обещания и запрещает поступать вероломно.
6 – Ислам велит проявлять почтительность к родителям и запрещает ослушание их.
7 – Ислам велит поддерживать связи с родственникам и запрещает порывать их.
8 – Ислам велит поддерживать добрые отношения с соседями и запрещает отношения дурные.
Короче говоря, ислам велит воспринимать каждое достойное качество и объявляет запретным всё низкое, а также велит совершать всё благое, запрещая всё дурное.
Аллах Всевышний сказал:
[Поистине, Аллах велит придерживаться справедливости, совершать благие дела и оделять родственников и запрещает порицаемое, непристойное и несправедливость. Он увещевает вас, может быть, вы станете помнить.] “Пчёлы”, 90.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМА
1. Ислам — религия единобожия. Вера в существование единственного Творца мира есть истина, в которой убеждаются все мыслящие умы. Этим творцом является единственное божество, заслуживающее таких форм поклонения, как жертвоприношение, обет и особенно мольба, зов, согласно словам Посланника (да благословит его Аллах и приветствует):
«Мольба, зов — это поклонение». (Достоверный хадис, приводимый ат-Тирмизи).
Нельзя отдавать какую-либо часть поклонения никому другому, кроме Аллаха!
2. Ислам объединяет, а не разъединяет людей, так как предписывает веровать во всех пророков, посланных Аллахом, чтобы они вели правильным путем людей и организовывали их жизнь. Посланник Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) — последний из них, печать пророков. Учение Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), согласно повелению Аллаха, отменяет все предыдущие учения, Аллах послал его ко всем людям, чтобы спасти их от несправедливости извращенных религий и вывести к справедливости нетленного, сохраненного Ислама.
3. Учение Ислама легко, ясно и понятно. Оно не принимает ни суеверий, ни порочных идей, ни сложных философий. Ислам годен для применения в любое время и в любом месте.
4. Ислам не отделяет полностью материю от духа. Наоборот, он рассматривает жизнь как их единство, не игнорируя ни материю, ни дух.
5. Ислам утверждает дух равенства и братства между мусульманами, отвергая, как об этом сказано в Коране, территориальные, расовые или клановые различия:
«...Ведь самый благородный из вас пред Аллахом — самый благочестивый и богобоязненный» (Комнаты, аят 13).
6. В Исламе нет власти священнослужителей, монополизировавших религию, как нет и абстрактных истин, трудных для понимания. Каждый человек может прочитать Коран и хадисы посланника, Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), опираясь на понимание салафу-ссалих (праведных предков), и строить свою жизнь согласно им.